Петр I в детстве привык к московским садам, испытавшим сильное влияние голландского барокко. Пытаясь перестраивать русский быт, молодой царь начал именно с садов, посылал в Голландию русских учиться садовому искусству. В центре Санкт-Петербурга, на острове, образуемом Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьим каналом, при своей летней резиденции в 1704 году царь размещает Летний сад площадью 11,7 га, в регулярном стиле. На углу набережной Невы и Фонтанки был построен двухэтажный каменный Летний дворец Петра I (1710–1714, архитектор Д. Трезини).

С 1934 года во дворце открыт музей. С первых шагов строительства Летнего сада Петр I озабочен его скульптурным убранством, которое вносило в мировоззрение посетителей элементы европейского отношения к миру, истории и природе. Летний сад, помимо фонтанов и цветников, щедро украшали 250 мраморных статуй и бюстов работы итальянских мастеров XVII – начала XVIII века, из коих до наших дней сохранились лишь 89.

Летний сад вплотную подходил к воде, и его знаменитая ограда со стороны Невы (1771–1784, архитекторы Ю. Фельтен и П. Егоров) появилась в связи с облицовкой гранитом невских набережных. Ограда Летнего сада со стороны Мойки выполнена в 1820-х годах по проекту Л. Шарлеманя.